Рабочая программа Форума «Медиа в современном мире. 64-е Петербургские чтения»

Санкт-Петербург, 1-я линия ВО, д. 26, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРУМА МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 64-е ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЧТЕНИЯ
(23-26 апреля 2025 года)


Программа 2025 года

Санкт-Петербург, 1-я линия ВО, д. 26, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРУМА МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 64-е ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЧТЕНИЯ
(23-26 апреля 2025 г.)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ФОРУМА "МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 64-е ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЧТЕНИЯ"

Ведущий: Анатолий Степанович Пую, доктор социологических наук, профессор, директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

– Церемония вручения международной Невской премии СПбГУ

Пленарные доклады:

ПАНЕЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ, СЕМИНАРЫ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ЭКСПЕРТОВ "МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 64-е ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЧТЕНИЯ"

ПАНЕЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ

Эстетика аудиовизуального творчества

Руководители: Марина Игоревна Маевская, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Татьяна Алексеевна Соломкина, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Секретарь: Виктория Сергеевна Кузавка, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация мероприятия

Рассматриваются эстетические решения аудиовизуальных произведений медийной среды, расширение их выразительного потенциала, взаимодействие журналистики с драматургией, режиссурой, актерским, операторским, звукорежиссерским искусством.

Вопросы для обсуждения

  1. Эстетика аудиовизуального медиатворчества: традиции и конфликты
  2. Образ журналиста «времени перемен»
  3. Взаимовлияние этических и эстетических категорий: военная документалистика на сетевом, телевизионном и киноэкране
  4. Новые формы диалога со зрителем в социальных сетях и публичных каналах мессенджеров: размывание границ традиционного подхода
  5. Эстетика звукового оформления: от художественных радиопрограмм к подкастам

 Журналистика как институт культуры

Руководители: Сергей Григорьевич Корконосенко, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Марина Аркадьевна Воскресенская, профессор СПбГУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  

Секретарь: Полина Сергеевна Савенко, магистрант СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Культурная среда как контекст и объект воздействия журналистики
  2. Явления журналистики как явления культуры
  3. Журналист как деятель культуры
  4. Социокультурный заказ журналистике

Формирование мифосознания в массмедиа 

Руководители: Борис Яковлевич Мисонжников, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ольга Николаевна Савинова, профессор НГУ им. Н. И. Лобачевского

Секретарь: Полина Вадимовна Веремеева, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация мероприятия

Предполагается рассмотреть механизмы влияния медиамифов на формирование сознания аудитории, провести сравнение классической и социальной парадигмы мифотворчества, исследовать проблему типологии мифов. Также будет уделено внимание формированию политических мифосюжетов.

Культурные коды евразийского медиапространства: от прошлого к будущему

Руководитель:  Елена Леонидовна Вартанова, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Секретарь: Денис Владимирович Дунас, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

1. Какие культурные коды отражают современные медиа?
2. Есть ли разница в трансляции культурных кодов различными субъектами СМИ и цифровой медиакоммуникационной индустрии?
3. Какие культурные коды, репрезентируемые в медиа, из прошлого важно забрать в будущее?
4. Историческая память в СМИ как инструмент формирования культурной идентичности аудитории
5. Историческая связь журналистики и литературы: опыт государств на пространстве Евразии

Газетно-журнальная иллюстрация: актуальные проблемы исследований

Руководители: Елена Сергеевна Сонина, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Анастасия Леонидовна Свитич, доцент кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Секретарь: Ангелина Владимировна Колочавина, СПбГУ,Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Методы эмпирических исследований иллюстрации
  2. Российские и зарубежные методики изучения визуального
  3. Системный подход в исследованиях иллюстраций
  4. Проблемы классификации жанров иллюстрации
  5. Иллюстрация в контексте художественных практик
  6. Научно-педагогические разработки преподавания иллюстрации

Этика медиакоммуникаций: «новая», «старая», «вечная»?

Руководители: Андрей Юрьевич Дорский, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Татьяна Андреевна Черкащенко, Клиника высоких медицинских технологий им. Н.И. Пирогова СПбГУ

Секретарь: Шамина Ольга Алексеевна, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Этика и нравственность в блогосфере
  2. Этика [использования] искусственного интеллекта
  3. Общество потребления, общество достижения, общество созидания: роль этики коммуникаций
  4. Этичность как аргумент в информационных конфликтах

Креативные индустрии и журналистика: опыт и перспективы взаимодействия

Руководители: Анастасия Николаевна Гришанина, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Юлия Валентиновна Андреева, профессор Казанского Федерального университета, и. о. декана Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ

Секретарь: Ксения Алексеевна Сергеева, магистрант СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация мероприятия

Предполагается дискуссионная форма обсуждения актуальных проблем в области развития креативных индустрий и трансформаций в информационном поле, а также совместной выработки стратегий развития медиасреды и журналистики.

 

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ЭКСПЕРТОВ

История журналистики в контексте эволюции медиасреды

Руководители: Людмила Петровна Громова, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Екатерина Иосифовна Орлова, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Секретарь: Наталья Алексеевна Пироговская, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Актуальные проблемы историко-журналистских исследований
  2. Историческая память и исторический ревизионизм
  3. Типологические трансформации СМИ
  4. Региональная журналистика: закономерности и особенности развития

Массмедиа стран Глобального Юга

Руководители: Анатолий Степанович Пую, профессор СПбГУ
Барлыбаева Сауле Хатиятовна, профессор Казахского Национального университета им. аль-Фараби
Линчжи Лай, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Илья Анатольевич Быков, профессор СПбГУАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Язык коммуникаций СМИ стран Глобального Юга
  2. Совместные медиапроекты стран Глобального Юга
  3. Тенденции развития коммуникативных специальностей в странах Глобального Юга
  4. Конфликтные зоны медийного пространства стран Глобального Юга
  5. Искусственный интеллект в арсенале медийных работников стран Глобального Юга

 Историческая стилистика русской журналистики: проблемное поле исследований

Руководители: Ольга Сергеевна Кругликова, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Калашников Михаил Васильевич, доцент СГУ

Секретарь: Алена Константиновна Постовалова, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Концептосфера русской журналистики в исторической ретроспективе
  2. Диахрония журналистских жанров
  3. Стилистическая эволюция типов речи в журналистике
  4. Историческая семантика русской журналистики – методологические подходы

 Онтология медийной речи и структура медийного дискурса

Руководители: Владимир Иванович Коньков, профессор СПбГУ,  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Татьяна Леонидовна Каминская, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого,  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Секретарь:  Сабрина Рустамовна Файзиева, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Медийная речь с категорией социального пространства-времени
  2. Анализ динамики коммуникативного статуса медиатекста
  3. Изучение изменения коммуникативного статуса субъектов медийной речи
  4. Установление роли экспертного медиаконтента в рекреационной и просветительской миссии журналистики
  5. Разновидности медийной речи
  6. Изучение природы медийной речи на основе выявления и описания конституирующих факторов

Визуальная медиаантропология

Руководители: Александр Васильевич Якунин, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мария Михайловна Гурьева, доцент СПбГИК

Аннотация мероприятия

Круглый стол посвящен обсуждению роли визуальных коммуникаций в современной медиасистеме и связанным с этим проблемам. В частности, рассматриваются вопросы антропологии интерфейса цифровых медиа, общая оцифровка функционирования изображения, изменение его социальной модальности, визуального оформления в современном медиадискурсе.

 Когнитивные технологии в медийной практике

Руководители: Галина Сергеевна Мельник, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Ирина Викторовна Ерофеева, профессор Забайкальского госуниверситета
Игорь Федорович Кефели, профессор РАНХиГС

Секретарь: Чжоу Шэннань, аспирант СПбГУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Научно-исторические аспекты формирования и развития нейронауки и различных её направлений в структуре изучения медиавосприятия и переработки информации человеком
  2.  Формирование с помощью медиа различных паттернов поведения в структуре когнитивного воздействия различной направленности в современных условиях
  3. Когнитивные стратегии воздействия на аудиторию и медийный инструментарий когнитивных трансформаций
  4.  Когнитивные механизмы функционирования медиадискурса
  5. Технологии когнитивной безопасности потребителей медиаинформации

 Современные цифровые платформы и их роль в трансформации коммуникаций судебной власти (выездное мероприятие)

Руководители: Камилла Ренатовна Нигматуллина, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
При участии Совета судей РФ, соведущий – председатель Арбитражного суда СКФО Владимир Викторович Захаров

Секретарь: Екатерина Максимовна Плечкова, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Как судебная власть представлена в социальных сетях и совпадает ли это с ожиданиями аудитории?
  2.  Какой образ правосудия сформирован на цифровых платформах?
  3. Аккакунты судов как источник информации для журналистов и блогеров
  4. Этические аспекты коммуникации судов и граждан в социальных сетях

Нейросетевые практики в арсенале журналиста и коммуникатора (выездное мероприятие)

Руководители: Наталья Анатольевна Павлушкина, доцент СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
При участии компании Яндекс (соведущий уточняется)

Секретарь: Кристина Сергеевна Зикий, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

1. В каких задачах чаще всего используется генеративный ИИ в редакциях и медиакомпаниях?
2. Какие проблемы испытывают редакции при внедрении ИИ в медиапроизводство?
3. Как управлять редакционными процессами, которые частично автоматизированы?
4. С какими правовыми и этическими вопросами сталкиваются медиаменеджеры в полуавтоматизированных компаниях?

Виртуализация информационной картины мира: диффамация реальности

Руководители: Сергей Николаевич Ильченко, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Людмила Петровна Шестеркина, доцент Южно-Уральского государственного университета

Секретарь: Анастасия Владимировна Маханева, СПБГИК

Вопросы для обсуждения

  1. СМИ как канал распространения фейков в медиапространстве
  2. Шоу-цивилизация: виртуальная реальность как метод формирования аксиологии медиа
  3. Нейросети, искусственный интеллект и цифровые технологии как инструменты искажения эмпирической действительности
  4. Газлайтинг и постправда в деятельности СМИ в условиях информационной глобальной конфронтации
  5. Достоверность и адекватность информации в современной журналистской практике

Ценностные ориентиры в современной аудиовизуальной журналистике

Руководители: Алексей Юрьевич Быков, доцент кафедры международной журналистики СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Вячеслав Владленович Умановский, профессор Академии медиаиндустрии, секретарь Союза журналистов России, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Секретарь: Анна Андреевна Коротаева, магистрант СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Ценностный спектр современного телерадиовещания
  2. Профессиональная культура телерадиожурналиста: ценностные приоритеты
  3. Традиционные российские ценности на телеэкране
  4. Аудиовизуальные СМИ как средство формирования социальной культуры
  5. Конструктивные и деструктивные смыслы на радио и ТВ

Общественное мнение и публичный консенсус: вычислительные и ИИ-методы поиска и измерения

Руководители: Светлана Сергеевна Бодрунова, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тимофей Александрович Нестик, профессор, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН

Секретарь: Алёна Алексеевна Родичева, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое мнение? Как оно определяется изнутри той или иной науки?
  2. Что такое согласие? Как оно выстраивается в беседе? Чем отличается поиск согласия в публичном пространстве от межличностного диалога?
  3. Что такое сегодня публичный консенсус? Как он выглядит через призму методов измерения?
  4. Опасен ли публичный консенсус и чем именно?
  5. Как и почему мы доверяем ИИ в поиске мнений и консенсуса в публичном поле?

 

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ"
STRATCOM 2025
 

Председатель программного комитета – Дмитрий Петрович Гавра, доктор социологических наук, профессор СПбГУ

Заместитель председателя программного комитета – Вера Алексеевна Ачкасова, доктор политических наук, профессор СПбГУ

Ученый секретарь: Юлия Владимировна Таранова, кандидат политических наук, доцент СПбГУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ" 

Ведущий: Дмитрий Петрович Гавра, Президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, профессор кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ

Пленарные доклады:

ПАНЕЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ

 Коммуникационные стратегии и инструменты бизнес-PR: новые вызовы и компетенции

Руководители: Дмитрий Петрович Гавра, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дмитрий Андреевич Прокофьев, руководитель Издательского дома Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты;
Михаил Юрьевич Великосельский – начальник Управления внешних коммуникаций группы компаний «Кировский завод»

Секретарь: Екатерина Викторовна Акимович, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Что происходит с философией коммуникационного стратегирования в условиях деглобализации и доминирования «быстрого мира»?
  2. Что принесли и что забрали годы «плывущей нормальности» (2022 – 2025) в плане технологий и инструментов PR в бизнесе?
  3. Какие лучшие практики в бизнес-PR подарили нам 2024 и начало 2025 года?
  4. Искусственный интеллект в бизнес-PR: какие надежды сбылись и куда дальше двигаться?
  5. Как мы решаем PR-задачи бизнеса в условиях ограничений, потребительского пессимизма и сжатия бюджетов?

Новые коммуникативные стратегии и технологии в конструировании единого политического пространства

Руководители: Вера Алексеевна Ачкасова, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Михаил Николаевич Грачев, профессор РГГУ

Секретарь: Александр Игоревич Просяник, аспирант СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

  1. Дизайн пространства для конструктивной политической коммуникации: где и между кем она возможна?
  2. Как пропаганда и контрпропаганда «борются за умы колеблющихся»?
  3. В чем ответственность политических акторов в условиях информационного противоборства?
  4. Искусственный интеллект как инструмент стратегических коммуникаций: миф или реальность?

Рекламные стратегии и креативные решения: версия 2025

Руководители: Елена Анатольевна Каверина, профессор СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Андрей Дансков, креативный директор и управляющий партнер коммуникационного агентства Great

Секретарь: Камилла Дамировна Рузыбаева, СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вопросы для обсуждения

    1. Событийные коммуникации: коллаборации, интеграции, art- и social проектирование
    2. Социальная реклама: расширение палитры оперативных задач и креативных решений
    3. Искусственный интеллект в рекламе — партнер, конкурент, джокер
    4. Визуальные тренды в современной рекламе
    5. Реклама как субъект и драйвер креативных индустрий
    6. Отражение новых мировоззренческих феноменов в рекламе: культура отмены, новая этика, etc.

 

Переключение языков (offcanvas)