narrow banner

Эстетика журналистики: проблемное поле профессиональных практик

Руководители: Марина Александровна Бережная, проф. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Анна Алексеевна Новикова, доктор культурологии, ВШЭ, Москва.

Ученый секретарь: Алена Владимировна Ковалева, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

В рамках панельной дискуссии «Эстетика журналистики: проблемное поле профессиональных практик» участники предприняли попытку обозначить направления развития этой отрасли научного знания. В связи с многогранной природой журналистики, которая основывается на стыке литературы, визуальных искусств, представляется интересным, как в этом ключе происходит процесс эстетического освоение действительности.

В частности, данный вопрос рассматривался на примере ставших актуальными трансляции различных праздников и торжеств. С докладом об эстетике видеозрелищ выступил профессор СПбГУ В.Ф. Познин. Речь шла, в том числе, о том, что богатая палитра выразительных средств телевидения вкупе с современными технологиями позволяет добиться новой эстетической реальности.

Кандидат филологических наук ТГУ В.С. Байдина рассказала об основных тенденциях эстетической трансформации телевизионных новостей под влиянием технологических и коммуникативных факторов медиасреды. На эстетику новостей сегодня существенным образом влияют оперативность, так называемое мобильное потребление информации. Попытка привлечь и удержать внимание зрителя приводит к поиску новых способов подачи информации, визуальных решений.

Профессор ЧелГУ М.В. Загидуллина выступила с вопросом о разграничении феноменов эстетика журналистики и медиаэстетика, рассказав о различиях в представлении исследователей в этой отрасли знания.

Еще один доклад был посвящен понятию «безобразное». Доцент ЧелГУ Василий Федоров рассмотрел эстетический потенциал категории безобразного, которая определяет восприятие различных социальных явлений и модус высказывания о них. Эстетика безобразного формирует речевой и визуальный образ выборов в дискурсе новостей независимых интернет-медиа и выражает протестные настроения.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Т.И. Фролова представила результаты исследования так называемых роботизированных новостей. Исследователи поставили задачу выявить, как аудитория воспринимает такие тексты, каковы представления об эстетическом статусе нового для аудитории продукта. В ходе дискуссии был затронут вопрос о том, можно ли относить такого рода тексты к истинно журналистским, не возникает ли подмена понятий, когда автор, по сути, утрачен.

В завершение работы сессии участники выразили надежду, что исследования проблемного поля эстетики журналистики будут продолжены и в будущем. Данное направление позволяет определить современные тенденции существования профессии и характеристики медиасреды.

А. Ковалева