narrow banner

Речевая стратификация медиаречи. Пост-релиз

Руководители: Е. Н. Басовская (РГГУ), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Т. А. Воронцова (Челябинский государственный университет); Л. В. Ухова (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского).

ПОСТ-РЕЛИЗ

Панельная дискуссия «Речевая стратификация медиаречи» собрала на онлайн-заседании более двадцати докладчиков и слушателей со всей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Челябинска и Ярославля. 

Заседание началось с выступления Н.Н. Кошкаровой (Южно-Уральский гос. ун-т) о социокультурных и аксиологических характеристиках фейковой новости. Особое внимание докладчик уделил явлению инфодемии – циркуляции в медиапространстве текстов о коронавирусной инфекции, не соответствующих действительности.

Следующей выступила А.Г. Жукова (Ин-т русс. языка им. А.С. Пушкина) с докладом о факторе адресата в коммерческой email-рассылке. Исследователь подчеркнула, что в установлении контакта с клиентом приоритетное значение имеет персонализация. Н.С. Цветова (СПбГУ) подняла вопрос о типе адресата, вовлеченного в данную коммуникацию, что вызвало интересную дискуссию.

Е.В. Медведева (МГУ им. М. В. Ломоносова) представила доклад на тему «Ретиальная коммуникация в видеоблоге: специфика работы с аудиторией». В нем исследователь приходит к выводу, что фактор адресата влияет не только на коммуникативное поведение видеоблогера, но и оформление медиапродукта в целом. Доклад был подкреплен убедительным примером: как передача «Смак» (ведущий – Андрей Макаревич) переходила из телевизионного формата на платформу YouTube и постепенно трансформировалась под влиянием новой аудитории. Дискуссионным стал вопрос об оценке транспрофессионализма как положительного или негативного явления.

Доклад О.И. Северской (Ин-т русс. языка им. В.В. Виноградова РАН) назывался довольно интригующе: «Что можно посмотреть по радио?» В нем исследовано то, как проведение видеотрансляций из радиостудии влияет на качество воздействия сообщения на адресата.  Автор доклада заключает, что видео может отвлекать слушателей от содержания речи ведущего и, как следствие, снижать качество воздействия на адресата. В связи с этим участники дискуссии обсудили актуальную проблему дистанционного обучения и его влияния на восприятие информации.

Следующий докладчик Е.Г. Борисова (Московский город. пед. ун-та) рассказала слушателям о роли отдалённых параллелей в формировании представлений аудитории.  Исследователь размышляла о том, как случайные ассоциации адресата влияют на восприятие им новой информации.

Л.В. Ухова (Ярославский гос. пед. ун-т) представила доклад о факторе адресата в продающим и продвигающим текстах. Результаты исследования позволяют сказать, что адресат в продающем и продвигающем текстах выступает как текстопорождающий фактор на том основании, что текст ориентируется на чувства, предпочтения и убеждения потребителя, а его создатель разговаривает на языке адресата. Так, ключевой характеристикой продающего / продвигающего текста автор называет его адресность.

Далее Л.Н. Саакян (Гос. ин-т русс. языка им. А.С. Пушкина) рассказал участникам дискуссии об условной уступке как митигативной форме отрицания в медиакоммуникации. По мнению автора, задача митигации состоит в предупреждении нежелательного перлокутивного эффекта, снижении риска конфликта и, как следствие, снятии коммуникантом с себя ответственности за высказывание. Докладчик исследовал данный феномен на примере «правительственного часа» на заседании Совета Федерации. Участники дискуссии обсудили, как феномен митигации соотносится с языковой рефлексией.

Следующей выступила Л.Г. Антонова (Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова) с докладом о речевых маркерах «новой этики» в отношении автор–адресат в сетевом дискурсе. Автор рассматривает «новую этику» как возможность непринужденно и свободно выражать мысль. Но замечает, что даже при наличии администрирования в сетевом пространстве, наблюдаются проявления тактики оскорбления.

И.А. Якоба (Иркутский национ. исслед. техн. ун-т) рассмотрела фактор адресата в аспекте интеллектуального пространства медийного дискурса. Автор работы подчеркнула, что взаимодействие адресанта и адресата в той или иной степени требует когнитивных усилий.

В завершении панельной дискуссии руководители секции Е.Н. Басовская (РГГУ) и Т. А. Воронцова (Челябинский гос. ун-т) затронули проблему «размывания адресата» в современном медиатексте. Исследователи выделили такие факторы, способствующие «размыванию» адресации медиатекста, как нарушение когнитивного единства, наличие информационных лакун и нарушение стилистического единства. В работе «деконкретизация адресата» медиатекста рассматривается как закономерный процесс, придающий коммуникации по-настоящему массовый характер. Во время дискуссии О.И. Северская (Ин-т русс. языка им. В.В. Виноградова РАН) добавила, что в современном медиапространстве наблюдается «размывание» не только образа адресата, но и адресанта вследствие не различения стилистических регистров.

Все доклады секции вызвали интерес у присутствующих на онлайн-конференции. Участники дискуссии отметили, что обсуждение выступлений прошло продуктивно и обязательно продолжится за пределами заседания – в виртуальных кулуарах.