narrow banner

Лингводискурсология медиакоммуникаций. Пост-релиз

Руководители: Л. Р. Дускаева, проф. СПбГУ; М. А. Пильгун (Институт языкознания РАН)

ПОСТ-РЕЛИЗ

Панельная дискуссия «Лингводискурсология медиакоммуникаций», проходившая 10 ноября 2020 г. в институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ и в онлайн-формате на платформе Zoom, собрала участников из многих университетов: МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, БелГУ, ТПУ и др., – а в качестве слушателей присоединились ученые из ЧелГУ, СПбГУ и Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. География панельной дискуссии была представлена не только Россией, но и Украиной (НИУ «Киево-Могилянская академия») и Польшей (Гданьский университет).

С приветственным словом к участникам обратилась Л. Р. Дускаева (СПбГУ), сопредседатель организационного комитета конференции «Язык в координатах массмедиа, этики и права». Она отметила, что конференция проходит под эгидой Медиалингвистической комиссии Международного комитета славистов, который находится под патронажем ЮНЕСКО. В этом заключается особая ценность такого собрания ученых-представителей славянских стран.

Первым выступал Е. А. Кожемякин (НИУ «БелГУ»), который отметил, что, судя по тематике докладов как пленарного заседания Форума, так и отдельных дискуссий, мультимодальный подход к медиакоммуникаци и социальная семиотика на данный момент оказывается значимой для общества. На примере выступления Е. А. Кожемякина присутствующие смогли убедиться в истинности этого тезиса, узнав, каким образом вербальный комментарий влияет на интерпретацию визуального медиасообщения при освещении такой социально значимой темы, как домашнее насилие.

Тему возможностей применения методов дискурсивного анализа относительно к медиакоммуникации продолжила Е. В. Волкова (ТПУ), сосредоточившаяся на имиджевых медиатекстах в медицинской коммуникации. В докладе Е. В. Волкова определила основные коммуникативные стратегии сетевого медицинского дискурса, выявленные в социальной сети Instagram, а также рассмотрела медицинские блоги как совокупный медиатекст.

Н. Л. Колесникова (МГУ им. М. В. Ломоносова) определила роль коннотативности в англоязычном гипертексте, а Е. В. Комарова (МГИМО (У) МИД России) продолжила эту тему, рассказав, как в русских и английских медиатекстах репрезентировано понятие «мигрант».

В. В. Олешкевич (СмолГУ) смогла посетить Санкт-Петербургский государственный университет, чтобы представить доклад «Журналистский текст и его влияние на адресата (на примере "Российской газеты" и "Новой газеты"» Как и другие участники секции, докладчица представила дискурс-анализ современного медиапространства и пришла к выводу, что «Новая газета» активнее вовлекает аудиторию на эмоциональном и рациональном уровне в текстах, посвященных экологической проблеме на Камчатке.

Руководитель дискуссии М. А. Пильгун продемонстрировала возможности анализа сетевого дискурса для разработки индекса социального стресса и благополучия на примере общественных реакций на строительство в Москве Юго-Восточной хорды, Южной рокады и Северо-Восточной хорды. В ходе доклада аудитория убедилась, что данные социальных медиа позволяют проводить аналитику в реальном времени: так, анализ сетевого дискурса определил, что строительство ЮВХ приведет к общественным недовольствам, как и произошло.

Логичным продолжением темы оказался доклад В. А. Салимовский (ПГНИУ) и Н. В. Чудовой (ИЦ «Информатика и управление» РАН) о лингвистических показателях фрустрации в социальных сетях. Доклад стал результатом комплексного исследования на основе лингвистики, психологии и компьютерных технологий. Авторы выделили 9 категорий реакций на фрустрацию и продемонстрировали, каким образом распределяются эти категории среди респондентов. Доклад вызвал оживленную дискуссию, особенно аудиторию заинтересовала методика проведения исследования, которая может быть адаптирована под многие социально значимые темы.

С докладами благодаря возможности онлайн-коммуникации выступили коллеги из других стран. О. А. Сусская (Киево-Могилянская академия) рассказала о вызовах, которые бросает журналисту современный медиадискурс, сопряженный с PR-средой, а также о том, с помощью каких навыков журналисты справляются с этими вызовами. Ж. Р. Сладкевич (Гданьский университет) заинтриговала участников дискуссии названием доклада «Осторожно – Россия» и рассказала о том, с помощью каких социокультурных и медийных механизмов создается образ России в польской общественно-политической прессе.

После выступлений участников с докладами состоялось обсуждение прозвучавших идей. Участники отметили, что дискурсивный подход к изучению медиапространства становится одним из важнейших, а значит, такие дискуссии должны проходить как можно чаще – с целью обмена опытом и научными идеями.