narrow banner

Эстетика журналистики: функциональные трансформации. Пост-релиз

Руководители: М. А. Бережная (СПбГУ), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; А. А. Новикова (ВШЭ, Москва).

Секретарь: Алена Владимировна Ковалева, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

В рамках международного научного форума «Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения» в СПбГУ 9 ноября состоялась панельная дискуссия «Эстетика журналистики: функциональные трансформации». В фокусе внимания участников мероприятия – происходящие в медиасреде изменения, развитие технологий, которые в конечном итоге влияют на эстетику журналистских произведений.

В частности, рассматривался феномен «новых ощущений» в массовой интернет-коммуникации. Была предложена модель трансфера наблюдений за подобными эмерджентными формами коммуникации в область профессионального журналистского образования. Предполагается, что навык обнаружения сфер высокого пользовательского интереса и их культурологической интерпретации мог бы стать основой опережающего критического мышления специалистов в области журналистики.

Кроме того, прозвучала идея о том, что современные средства массовой коммуникации позволяют пересмотреть традиционные представления об объекте и субъекте творчества и коммуникативных практиках внутри этого процесса. Понятие «зритель» не исчезает полностью, но частично заменяется определением «пользователь». На примере интерактивных мультимедийных проектов и компьютерных игр были обозначены три сценария субъектно-объектных отношений.

Были отмечены изменения в коммуникации автора и пользователя, а именно – одним из главных вызовов иммерсивных историй в журналистике оказался конфликт между повествованием и интерактивностью, в частности, ценностями повествования и ценностями геймификации. Допускается, что в скором времени интерактивные мультимедийные проекты исчерпают этап «аттракциона».

Также в ходе дискуссии рассматривалась роль геймификации в формировании контента на примере интернет-издания «Медуза». Для привлечения аудитории и вовлечения ее в коммуникацию с редакцией стал использоваться формат игр. Наиболее востребованными оказались интерактивные проекты, связанные с политикой и образованием. Было высказано мнение, геймификация и визуализация составляют не только информационный и образовательный принцип формирования контента, но и манипулятивный, рекреативный.

Во время обсуждения тенденций современной медиасферы было заявлено, что одним из ключевых трендов стало создание в интернет-медиа новостного контента о предвыборных мероприятиях на основе прецедентных текстов, например, узнаваемых мемов.

Трансформация медиарынка была рассмотрена на примере телевидения в Крыму и Севастополе. Прозвучали мнения опрошенных экспертов о том, как менялся контент региональных телеканалов на протяжении истории, затронут вопрос о свободе слова.

Несмотря на активное влияние новых технологий и коммуникативных практик на функционирование журналистики устойчивую позицию сохраняют традиционные форматы повествования, трансформация которых связана с социально-политическими тенденциями и изменениями в оценках исторических событий.

В целом нужно сказать, что определение и осмысление эстетических критериев журналистских произведений в их связи с динамикой зрительских предпочтений является актуальным полем для дальнейших исследований.