narrow banner

Онтологические вопросы медиалингвистики

Научно-практический семинар по медиалингвистике. Общее заседание

Ведущие: Виктория Владимировна Васильева, доц. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Виктор Иванович Ивченков, проф., зав. каф. стилистики и лит. ред. ф-та журналистики Белорусского гос. ун-та.

Ученый секретарь: Камилла Гамальевна Пусурманова Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

Общее заседание, открывшее Медиалингвистический семинар, прошло в формате круглого стола, на котором присутствовали все участники Семинара. Экспертами выступили коллеги из Беларуси, Польши, России. Вопросы, предложенные экспертам организаторами, были объединены в три темы: 

– медиалингвистика и теория медиа:  аспекты  взаимодействия научных дисциплин;
– объект и предмет медиалингвистики: проблема границ исследовательского поля;
– исследовательские методы медиалингвистики: цели и инструменты.

Мария Иосифовна Конюшкевич, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Гродненского Государственного университета имени Янки Купалы (Беларусь), высказала убеждение в том, что основу медиалингвистического подхода к языку составляют собственно лингвистические методы анализа. Отвечая на вопрос о связи медиалогии и медиалингвистики, эксперт выстроила цепочку терминов: теория медиа → медиалогия  → лингвомедиалогия → медиалингвистика. Последнее звено цепочки, по мнению эксперта, сфокусировано на проблемах развития языка под влиянием медиаречи. Эксперт нарисовала картину эмпирического поля, которое коррелирует с названной цепочкой дисциплин: оно структурируется по близости к языку. Ядро поля составляют единицы медиаречи, ставшие фактом языка (медиалингвистика); околоядерную зону составляют  единицы – факты медиаречи с воздействующим потенциалом (лингвомедиалогия); периферия исследований – речь и др. семиотические средства (медиалогия); дальняя периферия – технические и технологические инновации в медиа (теория медиа). Методологический принцип: в речи не может быть ничего, чего нет в системе языка; если в медиаречи появляется нечто, чего еще не было зафиксировано в языке, надо исследовать, почему язык открыл этот ранее невостребованный ресурс. По мнению проф. М.И.Конюшевич, медиалингвистика использует такие методы, как аналогия, моделирование (например, выявление парадигм средств по установленной модели); количественные методы (с использованием корпусной лингвистики); когнитивные (концептуальный анализ на основе сочетаемости слов в высказывании); валентностный анализ; фреймовый анализ; ассоциативный анализ; эксперимент.

Лилия Рашидовна Дускаева, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, полагает, что отрицать сегодня существование медиалингвистики как отдельной научной дисциплины уже невозможно, при этом нельзя отрицать и глубокую укорененность медиалингвистического анализа в научных достижениях лингвистики – всех ее ответвлений и направлений. Объект (медиатексты во всем их разнообразии) и предмет (речевая деятельность в медиакоммуникации) медиалингвистического исследования изучаются в четырех аналитических векторах:  медиадискурсологии, медиастилистики,  грамматики и критики медиаречи.

Виктор Иванович Ивченков, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики и литературного редактирования Института журналистики Белорусского государственного университета, отметил, что в Беларуси в изучении языка и стиля СМИ традиционно выделялись два подхода – от формы к содержанию (лингвистический) и от содержания к форме (литературоведческий). Исследования в области медиалингвистики приобретают явные онтологические черты. К числу общих и отдельных онтологических черт медиадискурса отнесены: предназначенность для массовой аудитории и распространенность; экстралингвистический фактор действия публицистического текста: оперативность; перманентность публицистического текста: периодичность и регулярность; формирование информационного поведения; дублирование и варьирование: вариантно-инвариантный подход к сигнификации текста; «производственный цех» публицистического текста: авторское «я» и коллективное авторство; экстралингвистическая мотивация интертекстуального эффекта журналистской деятельности. Сегодня, по мнению проф. В.И. Ивченкова, к этим характеристикам добавляются интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность.

Данута Кепа-Фигура, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики факультета политических наук Университета Марии Кюри-Складовской (Люблин, Польша), отметив, что медиалингвистика – это источник теории медиа. Медиалингвистика занимается языковым измерением медиакоммуникации, языком, мотивированным медиафакторами, языком, функционирующим в медиапространстве (Skowronek 2013). Проблемы, которыми занимается медиалингвистика: отношение между текстом и действительностью; медиарепрезентация мира (языковая картина мира – медиа-картина мира), медианарративы; исследования медиаинтенций (персуазивности, фатики), жанровые исследования; медиадискурсы; мультимодальность.

Говоря о тесной связи медиалингвистики с двумя дисциплинами – языкознанием и медиалогией, – эксперты отметили общность объекта, целей и методов исследований. Медиалингвистика развивается как самостоятельная наука, а не только субдисциплина языкознания (хотя, конечно, не может существовать без лингвистической методологической основы). Но не является и субдисциплиной медиалогии, хотя не может развиваться без теории медиа.

В.В. Васильева