narrow banner

Конвергенция знаний в публичном поле

Руководители: Юлия Борисовна Балашова, проф. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Наталия Вениаминовна Жилякова, проф. Томского гос. ун-та.

Ученый секретарь: А.С. Жигулина,  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

В дискуссии на круглом столе приняли участие как российские, так и зарубежные исследователи из 9 городов и 10 ВУЗов.

Результатами своей исследовательской и практической деятельности поделились специалисты из Генуи, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Омска, Нижнего Новгорода, Белгорода и Санкт-Петербурга. Участие в заседании приняли журналисты, историки, биологи, математик, физик, философ и лингвист из Италии Лаура Сальмон.

На заседании был затронут чрезвычайно широкий круг тем. Основная проблематика докладов группируется по нескольким тематическим блокам.

Во-первых, традиционно ставился вопрос о взаимодействии науки и СМИ в аспекте существенной редукции и искажения научной информации (главным образом, в докладе Е.П. Виноградовой). В продолжение этой темы прозвучал доклад Д.А. Жукова о противоречивых трактовках одних и тех же явлений в контексте разных наук (конкретно: биологии и психологии). Заметим, что кардинальное различие подходов к одним и тем же предметным областям разными отраслями знания во многом неизбежно, что само по себе дополнительно осложняет работу журналиста.

Во-вторых, в центре внимания находились актуальные вопросы организации науки. А.Л. Фрадков рассказал об общих принципах формирования наукометрии как необходимого инструмента измерении деятельности ученого в современном мире. Д.А. Лисаченко поделился личным опытом распространения знаний о физике за последний год и информацией об инфраструктурных возможностях для такого рода деятельности.

Третий ключевой блок докладов был посвящен теме медиаобразования. Речь шла о конвергенции знаний в рамках магистерской программы (Е.В. Евдокимова и Л.Н. Кислая), а также специализации в области научной журналистики в бакалавриате (О.Д. Журавель). Судя по всему, Новосибирск стал одним из ведущих центров медиаобразования в стране. М.А. Дубовер посвятил доклад проектной деятельности будущих журналистов. Коллеги из Саратовского университета (Д.С. Артамонов, С.В. Тихонова) поделились экспериментом медиатизации учебного процесса (классического курса по истории), а также опытом медиатизации истории на разных городских площадках. Самое живое обсуждение вызвал вопрос о целесообразности замены лекционного преподавания истории в ВУЗах проектной работой.

Четвертый круг проблем сформировался вокруг взаимодействия науки, медиа и общества в историческом плане. Данному аспекту были посвящены доклады Е.Ю. Гордеевой (о специфике научной жизни 1920-х годов), С.М. Нарожней (об аналогичных процессах 1917 г.), А.В. Ляпиной (о природоведческой прессе) и Е.С. Сониной (о настольной дореволюционной игре и популяризации истории). Студентка 4 курса СПбГУ Анна Суркова продолжила тему своего прошлогоднего доклада на круглом столе, обращаясь на материале научно-популярной прессы к специфике расширения границ науки в начале ХХ века. Данный процесс можно обозначить как поиск новой рациональности, которого нам так не хватает сегодня.

Заседание проходило в две сессии, а участники были едины во мнении, что разрабатываемое направление находится «на острие» современной науки в аспекте ее коммуникации с обществом.

Ю.Б. Балашова