narrow banner

Визуальная антропология в контексте медиадигитализации

Руководители: Александр Васильевич Якунин, доц. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Борис Георгиевич Соколов, проф. СПбГУ

Ученый секретарь: ст. преподаватель СПбГУ М.М.Гурьева, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

ПОСТ-РЕЛИЗ

Круглый стол объединил специалистов, занимающихся исследованиями визуального в пространстве цифровых медиа. Дискуссия открылась выступлением Б.Г.Соколова «Выветривание классического вида символизма в виртуальной реальности». В своём выступлении Б.Г.Соколов очертил проблему редуцированности символического горизонта в условиях перемещения человеческой коммуникации в виртуальное пространство: плоская логика виртуальной реальности (построенной при помощи бинарного кода) не позволяет включить в неё символически «инфицированный» горизонт реальной жизни. Докладчик завершил своё выступление предположением о том, что существуют стратегии адаптации к этому качественному различию виртуального мира и реального.

А.В.Венкова продолжила эту логическую линию своим докладом о «цифровом теле», в котором она рассказала о вариантах создания новых, виртуальных телесных регистров, начиная от социальных медиа и виртуальных цифровых персон-моделей, заканчивая компьютерными играми, цифровыми медиа-арт-проектами и иммерсивными средами.

Доклад О.Ю.Бойцовой был посвящён перспективам антропологического исследования цифровых сред и существующих в них «цифровых тел». Сделав акцент на культурной обусловленности визуальной грамотности и, следовательно, визуального языка любого участника виртуального социального пространства, О.Ю.Бойцова на примере исследовательского проекта Дэниела Миллера “Why We Post?” рассказала об возможных  стратегиях  исследования визуальной антропологии медиа.

Дискуссия, в которой приняли участие помимо докладчиков и ведущих Е.В.Стецко, М.А.Степанов, и Е.Г.Фирулина, была посвящена обсуждению феномена «цифрового тела» и его конструирования как стратегии разрешения конфликта, возникающего вследствие редуцированности символического горизонта, а также, с другой стороны, возможности изучения «цифрового тела» с использованием инструментария и теоретической базы визуальной антропологии.  

Круглый стол завершился обсуждением выступления дизайнера и арт-директора студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн» Ксении Диодоровой. Доклад К.Диодоровой был посвящён возможностям реализации принципов визуальной антропологии в работе над творческими партиципаторными медиа-проектами. Проекты, где участники сами создают контент (user generated content или UGC) требуют тщательной отработки алгоритма создания этого контента. На примере долгосрочного проекта студии «Гонзо-дизайн» «GenerationStories» К.Диодорова рассказала о разработке алгоритма сбора контента и о возможностях работы с частной памятью в целях укрепления межпоколенческих и внутрисемейных связей участников.

М.М.Гурьева