narrow banner

Культурно-историческая память славянском медиадискурсе. Пост-релиз

Руководители: Ирина Дулебова (Словацкий национальный университет им. Я. А. Коменского (Словакия), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Т. Г. Добросклонская (МГУ им. М. В. Ломоносова)

Секретарь: Дмитрий Селиванов

ПОСТ-РЕЛИЗ

В секции было представлено пять докладов, все оказались очень разными по материалу и по исследовательским подходам. Большая часть выступлений была посвящена по сути одной сквозной проблеме — поиску, созданию и отражению идентичности (национальной, городской, региональной) через различные коммеморативные практики в медиа.

И. А. Пушкарёва (Новокузнецкий ин-т Кемеровского гос. ун-та) рассказала о том, как новокузнецкие краеведы и журналисты работают с образом Ф. М. Достоевского (темы, оценки, средства речевой репрезентации личности писателя, жителей города, городского пространства). Е. Г. Власова (Пермский гос. нац. исслед. ун-т) выделила общие тенденции в освещении исторической темы современными городскими медиа: встраивание прошлого в общую повестку комфортного города, установка на активное взаимодействие с аудиторией (участие в «новом краеведении», борьбе за сохранение наследия) — через нарративные, игровые, юмористические, эмоциональные формы текста.

Н. Н. Колодиёв (Санкт-Петербургский гос. ун-т пром. техн. и дизайна) представил выполненное совместно с М. А. Воскресенской (СПбГУ) исследование, посвященное интерпретации исторической памяти в польско-российском медиадискурсе. Доклад вызвал серьёзную полемику. Сделанный авторами анализ польских публикаций 2019–2020 гг. показал их конфронтационный, по преимуществу, посыл в адрес современной России: политика памяти о Великой Отечественной и Второй мировой войне, проводимая в нашей стране, оценивается в этих публикациях как политика агрессии, искажений и фальсификаций. Авторы доклада отметили редкость упоминаний о сотрудничестве СССР и Польши в годы Второй мировой войны и, вместе с тем, повышенное внимание польских изданий к «агрессивным (антипольским)» действиям СССР в этот период (ввод войск РККА в Зап. Белоруссию и Украину в 1939 г., расстрел под Катынью, Варшавское восстание 1944 г., «оккупация» Польши в 1945 г.). У одной из коллег по секции вызвала вопросы репрезентативность выборки: анализировались переводные публикации с портала «ИноСМИ.ру», который входит в государственное МИА «Россия сегодня». Докладчик согласился с тем, что полученные результаты отражают представления польских СМИ о войне и России в рамках русскоязычного, и притом официального медиадискурса (т. к. выборке исследователей предшествовала, де-факто, ещё одна выборка, произведённая сотрудниками портала «ИноСМИ.ру»). При этом Н. Н. Колодиёв указал на то, что оценки в исследованных публикациях, несмотря на тенденциозность, совсем не однородны в своей «радикальности» и что в оригинале публикации адресованы польской, а не российской аудитории — что говорит о важности транслируемых оценок прежде всего для польского общества.

Особое внимание слушателей привлекло выступление представителя неакадемической среды, И. Ю. Маматова. С позиции журналиста и предпринимателя он рассказал о реализации собственного медиапроекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции». На основе культурно-исторического капитала различных городов и территорий России И. Ю. Маматову и его единомышленникам удаётся развивать имидж этих территорий, увеличивая их туристический (в конечном счёте — социально-экономический) потенциал. Проект рассказывает о местах, которые находятся на пути следования крупных географических экспедиций второй четверти XVIII в., связанных с именами В. Беринга, А. Чирикова и ряда других русских первооткрывателей. Целевая аудитория — школьники и путешественники, в коммуникации с ними задействуется несколько каналов — соцсети («Вконтакте», Instagram), туристические платформы в Интернете (например, Izi.travel), СМИ, включая федеральные телеканалы (в 2020 г. вышел документальный сериал на телеканале «Звезда»).

В докладе Н. В. Халиной (Алтайский гос. ун-т) был представлен основательный реферат одного из зарубежных мониторингов азиатского медиадискурса — статистического исследования университета IQRA (Пакистан). Азиатские медиа, согласно его результатам, вносят весомый вклад в культурную экспансию в азиатском регионе, в значительной степени способствуют многостороннему диалогу между странами. Азиатские медиа в основном не работают в интересах меньшинств, не смягчают и даже, напротив, провоцируют разногласия в регионе — но в то же время они приносят в регион значительный доход. Исследования подобного рода, как считает докладчица, могут послужить рабочей моделью для отечественных исследований медиапространства Центральной Азии (в частности, такие проекты планируются в Алтайском ун-те), которые целесообразно проводить в контексте масштабного проекта трансграничного регионального сотрудничества «Большой Алтай» между Китаем, Монголией, Россией и Казахстаном.

Участники сошлись во мнении, что дискуссия была полезной и плодотворной.

Дмитрий Селиванов