narrow banner

Свободы и ограничения медиа в цифровой среде. Пост-релиз

Организаторы: К. Р. Нигматуллина (СПбГУ), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Н. А. Павлушкина (СПбГУ), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Секретарь: Сабина Рамизовна Наджафова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

От ограничений алгоритмов к свободе творчества

Эксперты круглого стола “Свободы и ограничения медиа в цифровой среде” на примере актуальных исследований обсудили зависимость современных медиа от алгоритмов, внешние ограничения в работе журналистов, границы свободы в социальных сетях и правоприменительную практику в отношении фейков.

И журналисты, и блогеры сегодня находятся в плену big tech компаний. Ольга Довбыш (Университет Хельсинки) считает, что профессиональные редакции рискуют качеством новостного продукта в погоне за трафиком. Для России актуальной “гонкой” становится попадание региональных медиа в Яндекс.Новости с помощью оптимизации заголовков и выбора трендовых информационных поводов.

Повестка, которую формируют новостные алгоритмы, при этом мало отличается от той, что транслируют независимые блогеры и альтернативные медиа. По данным Алины Гарбузняк (Московский гуманитарный университет), повестка социальных сетей в каналах самых популярных авторов опирается на мейнстрим за некоторыми исключениями. Таким образом, возможности социальных платформ в конкуренции с традиционными каналами новостей пока не используются в полной мере, по крайней мере, в российских медиа.

Не только алгоритмы, но и редакционная политика, общая корпоративная идеология конкретных СМИ и их владельцев может оказывать влияние на повестку и творческий процесс. Исследование Марии Крашенинниковой (Московский государственный университет) показало основные страхи и надежды столичных корреспондентов онлайн-изданий, которые не всегда готовы говорить о случаях цензуры или самоцензуры, но верят в силу социальных сетей. По данным Людмилы Кругловой (Московский государственный университет), представители радиожурналистики достаточно активны на социальных платформах, но не преуспели в привлечении аудитории, и будущее российского радио в социальных сетях пока зависит от настроений конкретных медиаменеджеров.

Возможности социальных платформ оборачиваются ограничениями со стороны законодательства, если речь идет о намеренном искажении информации. В период пандемии количество фейков и административных, а также уголовных делах за их распространение увеличилось, однако, по данным Дарьи Соколовой и Кристины Зуйкиной (Московский государственный университет), профессиональные журналисты практически не замечены в злонамеренных действиях. Профилактикой таких нарушений участники круглого стола единогласно признали медиаобразование. Одно из свежих решений проблемы – запуск проекта предпрофессионального образования “Медиакласс в московской школе” в 2021 году. В школьных медиастудиях (практически массово) будут готовить “журналистов будущего”, то есть специалистов, обладающих “компетенциями для создания уникального высококачественного мультимедийного контента”. Изучение со школьной скамьи журналистики, PR и связи с общественностью, фотожурналистики и медиакоммуникаций в социальных сетях, несомненно, принесет свои плоды в осмыслении ограничений и свобод цифровой среды.

Компетенции медиаграмотности также необходимы для тех, кто ежедневно сталкивается с формированием поведенческих моделей через идеи Instagram-блогеров. Анастасия Фольц (Московский государственный университет) обнаружила признаки манипулирования человеческими страхами и надеждами в аккаунтах, посвященных здоровому образу жизни. Участники круглого стола разделились во мнениях, каким образом противостоять лженаучной информации – с помощью закона или просветительской работы.

Еще сложнее регулировать “деятельность” чат-ботов, особенно занятых в просвещении. Соавтор чат-бота “Эли” (проект ЮНЕСКО) Максим Корнев (Высшая школа экономики) заверил аудиторию в том, что среди его создателей только высококвалифицированные специалисты в области здоровья и подростковой психологии. Собравшиеся признали, что просветительские навыки алгоритмов пока что в полной мере зависят от разработчика-человека, поэтому катастрофических сценариев вряд ли стоит ожидать. 

Ведущие круглого стола, доценты СПбГУ Камилла Нигматуллина и Наталья Павлушкина, подвели итоги дискуссии тезисом о том, что исследования ограничений цифровой среды пока преобладают над исследованиями свобод и возможностей. Следующее заседание экспертов в рамках научного форума будет посвящено цифровому сторителлингу.