narrow banner

Журналистика как институт культуры XXI века. Пост-релиз

Руководители: В. А. Сидоров, проф. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; М. А. Воскресенская, проф. СПбГУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ученый секретарь: Е. В. Пивкина

ПОСТ-РЕЛИЗ

9 ноября в рамках ежегодного Международного научного форума «Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения» прошла панельная дискуссия «Журналистика как институт культуры XXI века».

В работе панельной дискуссии участие приняли 13 человек, представлявшие различные вузы: Алтайский государственный университет, Воронежский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, МГУ имени М. В. Ломоносова, Московский гуманитарный университет, СПбГУ и Южный федеральный университет.

Панельную дискуссию открыл В. А. Сидоров тезисом о трансформации институтов культуры XXI века, в том числе о проблеме институализации журналистики в пространстве культуры. Отмечалось, что журналистика непосредственно включена своим участием в духовную интеграцию социума: сохранение культурного наследия, инкультурацию человека, формирование его системы ценностей и культурной идентичности. С. Г. Корконосенко (СПбГУ) также отметил сложившиеся предпосылки к изучению журналистики как социального института культуры, сделав особый акцент на вклад журналистики в обустройство совместного проживания людских общностей.

Обсуждался профессиональный облик журналиста в современной социо-культурной ситуации, при этом М. Е. Аникина (МГУ) обратила внимание на необходимость пересмотра используемых теоретико-методологических подходов в изучении данного вопроса, а также более глубокого погружения в исследование журналистской культуры в России в целом. Дискуссию после доклада вызвал вопрос А. А. Давтян (Воронежский гос. ун-тет) о месте пропаганды в культуре журналистики.

Цифровизация порождает новые культурные практики, более того, она меняет многие уже существующие компоненты культурной жизни общества, такие процессы с неизбежностью воздействуют и на журналистику – эти вопросы затронула в своём выступлении В. В. Богуславская (Гос. ин-тут русского языка, Москва). Выступающая обратила внимание на сегментный подход существования журналистики в цифровой среде: сужение круга аудитории, становление ее более специализированного, с определенными правилами существования и принципами взаимодействия вида.

Продолжила дискуссию о цифровой среде В. Д. Мансурова (Алтайский гос. ун-тет). Докладчик указала, что культура является «аппаратом» совокупного общественного «интеллекта», в том числе посредством журналистского произведения, тем самым добавив еще один аргумент в пользу рассмотрения журналистики как института культуры XXI века.

Своеобразное развитие затронутые В. Д. Мансуровой вопросы получили в докладе С. В. Курушкина (СПбГУ) и обсуждении появления новых типов медиа. Обсуждались возможные риски гиперлокализации коммуникаций: изоляция сообществ от других культур и формирование социокультурной идентичности по принципу «свой – чужой».

Доклад о СМИ для детской аудитории как участнике становления журналистики в качестве института культуры XXI века сделала О. Е. Коханая (Моск. гуманитарный ун-тет). К категории детской журналистики все менее применимо понятие «развлечение», оно трансформируется в «увлечение», и в связи с этим детская журналистика предстает в новом свете: она является одним из инструментов обновления интеллектуального потенциала общества как для непосредственных участников, так и для потребителей данного контента.

Новость как информация представляется объективной единицей журналистики, но Е. В. Ахмадулин (Южный федеральный ун-тет) обратил внимание на культурные аспекты новости – процедуру редакционного выбора, приоритеты субъекта отбора новостей и адресную аудиторию получателей. Отбор новостей для СМИ детерминируется культурой и ментальностью данного общества, сложившейся в нем системой журналистики, типами изданий и программ и приоритетными для данного общества повестками дня. Делается вывод, что рассмотрение новости как объективной единицы является неполным, но должно быть дополнено взглядом через призму ее понимания как культурной единицы.

С. Б. Стебловская (МГУ) выступила с завершающим докладом и обратила внимание на то, что потребность общества в сегодняшнее время заключена не в мониторинге событий и компьютерном информативном варианте подачи новостей, но в интеллектуальном творчестве и человеческом присутствии в предлагаемой информации. Это вернуло участников дискуссии к мысли, высказанной в докладе Е. В. Ахмадулина о культурном наполнении единицы журналистской деятельности.

М. А. Воскресенская в заключительном слове подчеркнула, что журналистика не может ограничивать свои функции информационным обслуживанием так называемой «культурно-досуговой сферы»; выступая в качестве института культуры, она стимулирует актуализацию ценностно-смысловых доминант общественного сознания и по-своему обеспечивает беспрерывную работу культурных механизмов жизнедеятельности общества.

Участники пришли к выводу, что журналистика не только отражает явления культурной жизни нашего социума, но сама становится центром активации аудитории средств массовой информации, переформатирует духовное пространство общества. Кроме того, наблюдаются процессы трансформации самой журналистики, в рамках которого необходимо новое прочтение классической коммуникационной модели, изучение видоизменения компонентов журналистики и трансформации речевых практик. Все это может стать основной для будущих исследований в рамках обсуждаемой темы.

Екатерина Пивкина

Переключение языков (offcanvas)