Хусейн Мурад Аль Султани
Волгоградский государственный университет
alsultani91@inbox.ru

История становления печатных СМИ в Ираке после падения режима Саддама Хуссейна

В статье рассматривается состояние иракских печатных СМИ после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году. В исследуемый период иракское медиаполе претерпело масштабные изменения, связанные с вмешательством со стороны сил коалиции, что не осталось незамеченным аудиторией и резко повысило ее интерес к местной независимой прессе. 
Ключевые слова: Ирак, Саддам Хусейн, печатные СМИ, демократия.

С падением Багдада 9 апреля 2003 года медийная среда Ирака почти в одночасье изменилась навсегда. Были сняты ограничения свободы слова, распространенные в период правления Саддама. К концу мая 2003 года в Багдаде появилось около 100 новых печатных изданий и несколько новых вещательных каналов. В декабре того же года их число возросло (новостных изданий – 200, телевизионных станций – 17) [5]. Новые вещательные каналы начали свою работу также в Басре, Киркуке и Мосуле.
Однако внутренняя политика Ирака характеризуется религиозными и этническими разногласиями. В Ираке существуют три крупные этнорелигиозные группы: арабы-шииты, курды и арабы-сунниты, а также ряд более мелких «расовых и религиозных меньшинств... (включая) туркменов, персов, ассирийцев, армян, халдеев, евреев, езидов, сабеев и других» [3]. Каждая группа делится на подгруппы со своими религиозными, этническими и политическими особенностями. После падения режима Саддама Хусейна каждая из этих этнических, религиозных и политических групп начала выпускать свою собственную газету. 
Среди растущей пресс-сцены Ирака было несколько проамериканских ежедневных газет, которые управлялись соратниками Ахмада Чалаби, в том числе Аль-Мутамар (газета «Конгресс»), Аль-Джамахир (журнал «Массы») и Аль-Мазвиль (газета «Мосул») [4]. 
Наряду с эмигрантами и изгнанными иракцами, многие журналисты стремились использовать вновь обретенную свободу СМИ Ирака, а также потребность аудитории в объективных новостях. Среди них была команда, собранная двумя двадцатилетними студентами Американского университета Бейрута, Ральфом Хассаллом (англичанин) и Дэвидом Эндерсом (американец). Они основали «Багдадский вестник», единственную в стране англоязычную газету, первый выпуск которой вышел в июне 2003 года. Это уникальное издание, в котором представлены разные точки зрения публицистов и читателей, отражающих интересы как членов Коалиционной временной администрации (КВА), так и иракского населения, владеющего английским языком. Бюллетень просуществовал всего три месяца (7 выпусков), причиной закрытия стало отсутствие финансирования.
Показателем конца государственной монополии на СМИ стало возобновление работы журнала «Аль-Манара», которая была закрыта после переворота 1968 года, а его издатель Азиз Абдель Баракат был арестован и позже казнен. В дополнение к успешному возрождению «Аль-Манара» был создан журнал «Хабезбуз», орган, изобилующий политической сатирой и последний раз издававшийся в Ираке в 1932 году. 
Однако новая иракская пресса столкнулась с рядом проблем:
[bookmark: _GoBack]1. После падения Багдада в 2003 году администрация Джорджа Буша вложила миллионы в развитие иракских СМИ. Одновременно был издан приказ, запрещающий любые негативные высказывания журналистов против коалиционных сил и сотрудников КВА. Нарушение влекло жесткое наказание – от ареста до судебного заключения. Коалиционным силам разрешалось принимать прямые меры для предотвращения или устранения угрозы. Администрация Буша была непреклонна в проведении на Ближнем Востоке своей политики, пытаясь подорвать зарождающуюся демократию Ирака – его свободную и независимую прессу, несмотря на то, что Конституция Ирака, ратифицированная в октябре 2005 года, гарантирует свободу СМИ [2].
2. Профессионализм иракской прессы подвергался критике за качество письменного арабского языка, которое было ниже национального стандарта, а статьи не всегда отвечали основным журналистским критериям объективности и точности [1]. 
Между тем 35 лет правления баасистов сформировали у населения недоверие к официальным новостям. В новых общественно-политических условиях это позволило читателям не поддаться и на американскую пропаганду. Большинство иракцев воспользовались своим правом отказаться от средств массовой информации, поддерживаемых Соединенными Штатами, в пользу местной независимой прессы. 

Литература
1. Alshami A. M. الإعلام الجديد والإعلام القديم:التحديات والفرص. 2014. 125/32. P. 105-139. URL: https://www.researchgate.net/publication/327666815_alalam_aljdyd_walalam_alqdymalthdyat_walfrs (дата обращения – 25.01.2021).
2. Gerth J. Military's information war is vast and often secretive. URL: http://www.nytimes.com/2005/12/11/politics/11propaganda.html (дата обращения – 23.01.2021).
3. Isakhan B. The Post-Saddam Iraqi media: The public sphere and democratisation. Paper presented at the Asian Media Information and Communication (AMIC) Conference, University of Queensland, Australia. URL: https://www.researchgate.net/publication/29468917_The_Post-Saddam_Iraqi_Media_The_Public_Sphere_and_Democratisation (дата обращения – 24.01.2021).
4. Rugh W. A. Arab mass media: Newspapers, radio, and television in Arab politics. Westport: Praeger Publishers. URL: https://www.researchgate.net/publication/297711692_William_A_Rugh_Arab_Mass_Media_Newspapers_Radio_and_Television_in_Arab_Politics (дата обращения – 24.01.2021).
5. Zanger M. Iraq's emerging press. Nieman Reports. 2005. No 59 (4). P. 106–109.
