apply banner2022

Теории медиа в России: векторы и движущие силы развития

Руководитель: Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, член-корреспондент РАО

Ученый секретарь: Денис Владимирович Дунас, с.н.с. факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПОСТ-РЕЛИЗ

Панельная дискуссия состоялась в рамках проекта «Разработка фундаментальных основ отечественной̆ теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ», поддержанного РНФ.

Были заслушаны доклады ведущей секции, доктора филологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора, декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Е.Л. Вартановой «К вопросу о выборе «единицы анализа» в теоретических медиаисследованиях», доцента МГУ М.Е. Аникиной «Классификация современных медиаисследований: опыт эмпирического анализа», заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна доцента М.А. Степанова «Теории медиа в контексте цифровой культуры», доцентов МГУ Т.С. Яковой и М.М. Янгляевой «Медиагеография в современных гуманитарных исследованиях: теоретические подходы».

Профессор Е.Л. Вартанова в своем докладе отметила, что медиаисследованиям как области научного знания необходимы эмпирически фиксируемые общие свойства явлений, принципы, нельзя останавливаться на гипотетических положениях. Для реализации эмпирического исследования следует определить конкретную единицу анализа, основной объект, подлежащий рассмотрению в исследовании. Такой единицей анализа Е.Л. Вартанова аргументировано предложила считать «медиасистему».

Доцент М.Е. Аникина представила результаты анализа предметно-объектного поля авторефератов диссертаций по специальности 10.01.10 — Журналистика, защищенных в 2012-2016 гг. М.Е. Аникина отметила, что среди диссертационных работ существует заметный сегмент сочинений, в котором предметно-объектное поле не поддается однозначной атрибуции, но социальная значимость массовой коммуникации является привлекательным для изучения феноменом. Академические исследования обращены к различным аспектам процесса коммуникации, в том числе – к эффектам коммуникативного воздействия.

Доцент М.А. Степанов в своем выступлении отметил, что цифровой поворот меняет не только медиа, но и сами представления о медиа. Множество медиа выводят в центр анализа не саму «вещь» медиа, не пользователя и его внутренний мир и внешний облик, а сами материальные условия медийности, поскольку сами «устройства» создают дополнительное содержание.

Доцент Т.С. Якова и доцент М.М. Янгляева сделали доклад, посвященный медиагеографии, сравнительно новому направлению в российской гуманитарной науке, объектом исследования в котором является глобальное ментальное пространство, опосредованное и проявленное в деятельности средств массовой информации и коммуникации.

Развернувшаяся после докладов дискуссия была связана с неопределенностью теоретико-концептуального аппарата в области медиаисследований, в частности значения термина «медиа». В дискуссии приняли участие М.В. Загидуллина (ЧелГУ), М.М. Лукина (МГУ имени М.В. Ломоносова), О.В. Смирнова (МГУ им. М. В. Ломоносова), Д.П. Гавра (СПбГУ) и др.

Д. Дунас

 

Переключение языков (offcanvas)